По общим вопросам: ☎ +7 (495)-201-92-38
✉ info@atlantlogistick.ru
Юридический адрес:
Индекс: 125310
Москва, Пятницкое ш., д.54, стр.6, офис 302
Что такое Инкотермс 2010 (Incoterms 2010)- это международные правила, признанные правительственными органами, уридическими компаниями и коммерсантами по всему миру как толкование наиболее применимых в международной торговле терминов. Сфера действия Инкотермс 2010 распространяется на права и обязанности сторон по договору купли-продажи в части поставки товаров (условия поставки товаров)
Правила Incoretms 2010 представляют сокращенные по трем первым буквам торговые термины, отражающие предпринимательскую практику в договорах международной купли-продажи товаров.Правила Инкотермс определяют в основном обязанности, стоимость и риски, возникающие при доставке товара от продавца к покупателю.
Incoterms (англ. International commerce terms) является товарным знаком Международнойторговой палаты (International Chamber of Commerce, ICC).
Одиннадцать терминов Incoterms 2010 можно разделить на две отдельные группы:
1. Правила для любого видаили видов транспорта.
2. Правила для морского и внутреннего водного транспорта.
Первая группа включает семь терминов, которые могут быть использованы независимо от избранного способа перевозки и независимо от того, используются один или несколько видов транспорта. К этой группе относятся термины EXW (Франко завод), FCA (Франко перевозчик), CPT (Перевозка оплачена до), CIP (Перевозка и страхование оплачены до), DAT (Поставка на терминале), DAP (Поставка в месте назначения) и DDP, (Поставка с оплатой пошлин). Они могут быть использованы, даже если морская перевозка вообще отсутствует. Вместе с тем важно помнить, что эти термины могут быть применены, когда частично при перевозке используется судно.
Во второй группе терминов Инкотермс 2010 оба - пункт поставки и место, до которого товар перевозится покупателем, являются портами, и поэтому эти термины именуются "морские и внутренние водные правила". В эту группу входят термины FAS (Свободно вдоль борта судна), FOB (Свободно на борту), CFR (Стоимость и фрахт) и CIF (Стоимость, страхование и фрахт). В трех последних терминах опущено любое упоминание поручней судна (the ship's rail) как пункта поставки, так как товар считается поставленным, когда он находится "на борту" судна. Это более точно отражает современную коммерческую реальность и исключает предоставление о том, что риск перемещается взад-вперед относительно воображаемой перпендикулярной линии.
Термин "С завода" означает, что продавец выполняет свое обязательство по поставке, когда он передает товар в распоряжение покупателя на своем предприятии (заводе, фабрике, складе и т.п.). В частности он не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, предоставленное покупателем, а также за таможенную очистку товара для ввоза, если не оговорено иное, покупатель несет все расходы и риски в связи с перевозкой товара от предприятия продавца к месту назначения. Таким образом, данный термин возлагает на продавца минимальные обязанности. Он не применим, если покупатель не в состоянии осуществить сам или обеспечить выполнение экспортных формальностей. В этом случае должен использоваться термин FCA.
Термин "Франко перевозчик" означает, что продавец считается выполневшим свое обязательство по поставке товара, прошедшего таможенную очистку для ввоза, с момента передачи его в распоряжение перевозчика в обусловленном пункте. При отсутствии указания покупателя о таком пункте, продавец вправе определить такой пункт сам среди ряда подобных пунктов, где перевозчик принимает товар в свое распоряжение. В тех случаях, когда согласно коммерческой практике для заключения договора перевозки необходимо содействие продавца (при перевозке товара воздушным или железнодорожным транспортом), он может действовать в таких случаях за счет и на риск покупателя.
Данный термин может быть использован при осуществлении перевозки любым видом транспорта, включая смешанные перевозки.
Перевозчик означает любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется осуществить или обеспечить перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским или внутренним водным транспортом или в смешанной перевозке. Если покупатель уполномачивает продавца поставить товар лицу, не являющемуся перевозчиком, например, экспедитору, продавец считается выполневшим свою обязанность по поставке товара с момента передачи его на хранение данному лицу.
"Перевозка оплачена до" означает, что продавец оплачивает фрахт за перевозку товара до указанного места назначения.
Риск гибели или повреждения товара, а также любого увеличения издержек, возникающего после передачи товара перевозчику, переходит с продавца на покупателя, когда товар передан в распоряжение перевозчика.
Перевозчик означает любое лицо, которое согласно договору перевозки обязуется осуществить перевозку или организовать перевозку морским или воздушным путем, железнодорожным или автомобильным транспортом, по внутренним водным линиям или смешанной перевозки.
При осуществлении перевозки несколькими перевозчиками в согласованном направлении, риск гибели или повреждения переходит, когда товар передан в распоряжение первого перевозчика.
Согласно термину СРТ, в обязанности продавца входит осуществление необходимой для вывоза таможенной очистки товара. Данный термин может применяться для всех видов перевозки, включая смешанные перевозки.
«Провозная плата и страхование оплачены до» означает, что продавец несет те же обязанности, что и согласно термину СРТ, но с тем дополнением, что продавец должен обеспечить транспортное страхование от рисков гибели или повреждения товара во время перевозки. Продавец заключает договор страхования и оплачивает страховую премию. Покупатель должен принять к сведению, что согласно термину СIP от продавца требуется лишь обеспечение страхования на минимальных условиях.
Согласно данным условиям, продавец обязан обеспечить таможенную очистку товара для экспорта. Данный термин может использоваться при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешанные перевозки.
"Доставка до терминала" означает, что продавец берет на себя все обязательства, связанные с доставкой товара до места импортной очистки в стране покупателя. При этом поставка будет считаться выполненной, когда прошедший экспортные таможенные формальности товар не только доставлен на терминал, но и выгружен продавцом, а документы, сопровождающие груз, переданы принимающей стороне. В этот момент все риски за груз переходят от продавца к получателю.
Условия поставки DAT вошли только в последнюю редакцию сборника Инкотермс 2010 года, заменив собой старый и достаточно размытый термин DEQ, относившийся только к морскому виду транспорта. DAT не предусматривает ограничений по используемому виду транспорта: это может быть и морской, и воздушный, и сухопутный транспорт, а также их комбинация.
Торговый термин DAT достаточно удобен для обеих сторон внешнеэкономического договора, т.к. они несут примерно одинаковую степень ответственности за товар, и не вынуждены терять время на выполнение формальностей в рамках юрисдикции не своей страны. Для сравнения, торговый термин с DDP, где на продавца ложится обязанность и по экспорту, и по импорту, может быть весьма неудобен, особенно если в законодательстве страны ввоза есть ограничения на уплату налога на импорт нерезидентом. В условиях поставки DAT таможенные формальности разделены между сторонами поровну: продавец берет на себя экспортную очистку груза, а покупатель – импортную.
"Поставка в месте назначения" означает, что возлагают на поставщика обязательства по организации перевозки до обозначенного импортером места поставки, включая заключение договора с транспортной компанией и оплату фрахта. Использоваться может любой вид транспорта: морской, авиа, автомобильный, железнодорожный и смешанный. Покупатель отвечает за таможенные формальности при импорте и разгрузку груза по прибытию. DAP – новая позиция международного справочника торговых терминов Инкотермс, появившаяся в 2010 году после последней редакции сборника.
Базис поставки DAP заменил собой сразу четыре старых термина группы D, которые использовались в предыдущей редакции Инкотермс 2000 – DEQ, DES, DDU и DAF. Термин DAP, вступивший в силу 1 января 2011 года, считается наиболее универсальным базисом поставки, включив в себя все виды транспорта.
"Поставка с оплатойпошлин" означает, что продавец берет на себя все обязательства, связанные с поставкой товара, фигурирующего в договоре, включая перевозку и таможенные пошлины, как при вывозе, так и ввозе в страну получателя. Покупатель обязуется сообщить поставщику время и место, когда и где он готов принять товар, и совершить фактическую приемку груза уже на своем складе.
Условия поставки DDP фактически снимают все стандартные обязательства и риски с покупателя и полностью налагают их на продавца. Единственное, от чего освобождается поставщик при выполнении своих обязательств – это выгрузка товара по прибытию, которую должен выполнить в срок покупатель, чтобы избежать простоя транспорта.
Важно учитывать тот факт, что торговый термин DDP уместен там, где продавец имеет право совершать импортное таможенное декларирование с уплатой НДС. В зависимости от законодательства страны ввоза товара это может быть разрешено или запрещено (например, в Украине нерезидент может пользоваться услугами таможенного брокера при ввозе товара через границу, но не уполномочен выплачивать НДС при импорте). Если импортные таможенные формальности для продавца составляют сложность, то целесообразно использовать другой торговый термин, например DAP.
"Свободно вдоль борта судна" означает, отсутствие у поставщика обязательств к оплате доставки груза. FAS расшифровывается как Free Alongside Ship – Франко вдоль борта судна, что позволяет считать поставку завершенной, когда груз поставлен продавцом к судну получателя в обозначенном порту в условленное время. При этом продавец не обязан производить погрузку груза на судно – его обязательства ограничиваются лихтеровкой, т.е. доставкой товара на специальном безэкипажном судне к основному грузовому судну (контейнеровозу).
После того, как товар будет поставлен к причалу или к судну покупателя, и он примет груз согласно с условиями контракта или обычаями порта, все риски за потерю или гибель груза переходят к импортеру. Доставка груза из порта назначения к складу покупателя также является его обязанностью. Договор страхования груза не является обязательным условием для перевозки на условиях FAS при импорте, но если покупатель заинтересован в сохранности ценного груза, то он может заключить договор страхования за свой счет без участия продавца.
"Свободно на борту или Франко борт" означает, что отправитель груза несет ответственность за него до того момента, как он будет перевален за борт в порту отправления. В момент пересечения им борта судна ответственность за груз переходит к покупателю. Условия поставки FOB по всем правилам указываются исключительно для морского и речного транспорта, т.е. когда груз переходит от продавца к покупателю на борту судна.
Под ответственностью подразумеваются все расходы по перевозке, декларированию и возмещению ущерба при порче или уничтожении товара. Базис поставки FOB прописывает конкретные права и обязанности экспортера и импортера в ходе выполнения договора поставки.
"Стоимость и фрахт" означает, что момент перехода рисков за груз не совпадает с моментом выполнения поставщиком поставки товара. Так, риски и ответственность за груз переходят от продавца к покупателю в момент полной погрузки на борт судна (фрахт оплачивает поставщик). Однако, сама поставка считается выполненной после того как товар погружен на борт судна и выгружен в порту назначения.
Чтобы правильно использовать термин, его следует прописывать в контракте указывая порт назначения, до которого должна быть оплачена перевозка, прим. CFR Владивосток . Дополнительно может быть указана точная дата поставки. Не смотря на то что выгрузку в порту назначения оплачивает продавец, он не оплачивает размещение груза на СВХ, или таможенном складе. Все затраты по перемещению груза по порту, выставлению на таможенные процедуры и отгрузку из порта для дальнейшей транспортировки до склада заказчика оплачивает покупатель.
"Стоимость страхование и фрахт" это один из четырех базисов поставки согласно Инкотермс, имеющих отношение исключительно к грузовым перевозкам морскими и речными судами. Термин расшифровывается как Cost, Insurance and Freight — стоимость, страхование и фрахт, т.е. предполагается, что на момент отправки стоимость груза, его перевозки и страховки уже оплачена.
Также как и у FAS, FOB и CFR, термин CIF регулирует обязательства сторон коммерческого договора, а также момент перехода рисков на случай потери или порчи груза во время транспортировки. Согласно CIF Инкотермс 2010 риски повреждения груза переходят от отправителя к получателю в момент пересечения поручней судна, но отправка может считаться выполненной только тогда, когда получатель проинспектирует и примет товар в порту.
В то же время, термин CIF Инкотермс 2010 предусматривает страховку груза как обязанность продавца. Последний обязуется заключить страховой договор, который покрывает 100% стоимости груза плюс 10% сверху, т.е. общая сумма страховки составляет 110% от стоимости зафрахтованного товара. В связи с этими условиями термин CIF является достаточно удобным для покупателя, т.к. он может остановить выгрузку товара по прибытию в порт назначения, если груз окажется поврежденным/несоответствующим условиям договора, и потребовать у отправителя возмещение ущерба, которое покроет страховка. В случае если груз повреждается уже в процессе перевалки в порту получения, то все расходы на возмещение ущерба ложатся на получателя. Поэтому приемка груза покупателем обычно осуществляется непосредственно на борту судна.
Условия поставки CIF хорошо подходят при заключении первого пробного договора между контрагентами, и позволяет обеим сторонам сделки дополнительно защитить свои интересы. В практике ВЭД при заключении договора на условиях CIF покупатель вносит полную предоплату за товар, а взамен получает гарантию возмещения ущерба в случае потери или порчи груза.